Таксидермия - наука, искусство и героизм!

Таксидермия - одна из древних профессий. Возникла как вспомогательная наука при исследовании животных. Но в те далекие времена, науки в ней было мало. Круг возможностей таксидермии в ее первоначальном узком понимании был строго ограничен препаровкой трупов животных, обработкой и сохранением их шкур в виде «плоских» коллекций или, в лучшем случае в форме свободно набитых тушек. Строгие ограничения в целях и задачах ставили под сомнение наличие в ней "Науки" и "Искусства".

В течение многих веков таксидермия просуществовала в таком виде, в качестве грубого подсобного ремесла.

Предмет и цели зоологии расширялись, содержание ее становилось глубже и серьезнее. Естественно, что одновременно изменялись, становились более высокими и требования, предъявляемые зоологами к таксидермии.

Идя в ногу с зоологией, обслуживая ее все возрастающие нужды, таксидермия, конечно, также не стояла на месте, тем более что общий прогресс науки и техники вооружал ее новыми, более совершенными средствами и методами работы. Разнообразные технические новинки и изобретения, достижения науки, культуры, искусства использовались таксидермией применительно к специфике ее работы. Это волей-неволей постепенно обогащало таксидермию новым смыслом, наполняло ее новым содержанием.

Дело в том, что мастера-таксидермисты издавна пытались превращать шкуры зверей и птиц в объемные фигуры - чучела, стараясь воссоздать образ и подобие живой натуры. Однако на протяжение многих столетий попытки эти были малоуспешны: чучела получались чрезвычайно грубыми, часто уродливыми, мало похожими на живых животных и к тому же весьма недолговечными.

Таксидермист Ф.Федулов за изготовлением чучела гориллы в 1914 году.

Объясняется это тем, что способ изготовления чучел был принципиально неверным: шкуру животного в сыром виде попросту набивали в прямом смысле этого слова каким-либо подходящим материалом (соломой, паклей, шерстью, стружкой), стараясь придать ему форму и объем живого животного. Конечно, достигнуть хороших результатов таким путем было почти невозможно. Постоянные неудачи таксидермистов на этом поприще не могли в конце концов не породить безразличного и даже пренебрежительного отношения к ремеслу таксидермиста-чучельщика и к этой отрасли таксидермии вообще.

Слово «чучело» стало синонимом грубой, топорной, плохо выполненной работы. Возможности таксидермии оказались в противоречии с теми требованиями, которые предъявлялись к ней наукой и жизнью. И главной помехой здесь было несовершенство методов и приемов работы над шкурами и чучелами животных. Зоологам и самим препараторам-таксидермистам было ясно, что изменить положение дел можно только в том случае, если полностью отбросить старые, не оправдывающие себя и никуда не годные методы работы над чучелами и заменить их принципиально новым методом.

Специалисты, работающие в этой области, упорно вели поиски такого нового метода. Можно сказать без преувеличения, что в течение последних 200-250 лет вся деятельность таксидермистов стран Европы и Америки была направлена на достижение этой важнейшей цели.

В настоящее время можно с полным правом заявить, что цель эта в основном достигнута.

Долгие поиски, полные проб и ошибок, тяжелого труда и бесконечно кропотливой работы, наконец увенчались успехом. Накопление в таксидермическом деле довольно сложных технических приемов, внесение в таксидермию сначала отдельных элементов, а затем и цельных методов, изобразительного искусства, прежде необычных и несвойственных ей, коренным образом изменили самое содержание этого зоологического ремесла.

 М.А. Колин за изготовлением манекена

В результате широкого применения нового, скульптурного метода содержание таксидермии и поле ее деятельности стали несравненно больше и разнообразнее. Таксидермией теперь называют не способ обработки и сохранения шкуры животного, как это было раньше, а умение верно и красиво изобразить животное в его естественном виде, само изготовление чучел стало преследовать не только научно-просветительные, но также художественные цели и превратилось в объект изобразительного искусства.

Современная таксидермия уже не ограничивается обслуживанием зоологии, но начинает играть большую и все возрастающую роль в деле развития и пропаганды естественнонаучного образования, прививая людям, и особенно молодежи, любовь к природе и ее понимание.

В качестве изобразительного искусства таксидермия становится могучим средством эстетического воспитания и способствует формированию хорошего художественного вкуса. По сложности исполнения, художественной ценности, красоте и жизненной правдивости лучшие образцы современного таксидермического искусства не уступают шедеврам скульптуры и живописи. Создавая чучела, рассчитанные на века, современная таксидермия позволяет сберечь и сохранить для потомства образы редких и удивительных животных, которых с каждым годом становится все меньше и меньше на нашей планете. Вымирающие и исчезающие с лица земли виды смогут остаться хотя бы в облике прекрасно выполненных произведений таксидермического искусства.

В своем новом виде современная таксидермия не имеет уже ничего общего с прежним ремеслом. С полным правом ее теперь следует считать новой и совершенно самостоятельной отраслью искусства. И как специальная область искусства со своими специфическими профессиональными приемами и методами таксидермия требует, чтобы ею занимались не дилетанты, а художники, наделенные непременным природным дарованием, любящие живую природу и, кроме того, имеющие специальную подготовку в этой области.

Препаровка и обработка шкуры всегда были главным в мастерстве таксидермиста-препаратора. Затем к этому добавилось умеиее правильно спроектировать и смонтировать каркас и довольно сложное внутреннее устройство будущего чучела. Наконец, появилось рисование и скульптурная лепка, формовка и снятие слепков и оттисков, тонкое и безукоризненно правильное моделирование. И все это - на фоне высокого художественного вкуса и глубокого понимания живой природы, на основании хорошего знания жизни животных в их естественной природной обстановке, знания их экологии и анатомии.

Художественное чутье и врожденная «жилка» натуралиста - это, пожалуй, самое главное, без чего нельзя претендовать на звание художника-таксидермиста, без чего невозможно создать зоологически грамотное чучело, отвечающее высоким требованиям современного таксидермического искусства. На смену прежнему чучельщику пришел, таким образом, высококвалифицированный художник-таксидермист, который не "набивает", а лепит, монтирует и моделирует чучело, используя для этого богатый арсенал технических средств и приемов изобразительного искусства. Это уже не ремесленник, а настоящий художник в лучшем смысле этого слова, от таланта которого зависит весь успех работы над чучелом.

Источник: М. А. Заславский 1964.

Комментарии

Пока нет отзывов
Контакты
Студия художественной таксидермии "Золотой Мастер"
Контактное лицо:
Бережной Дмитрий (директор), Владимир Манзюк
+380 (50) 630-00-06
Бережной Дмитрий
+380 (95) 141-75-51
Манзюк Владимир
+380 (97) 973-45-71
Руслан Рожко
Адрес:
Украина, Киев, представительство в Киеве и в городе Сумы на карте
Включен режим редактирования. Выйти из режима редактирования
наверх